Путешествие из Москвы в Петербург и обратно
( 03 - 06 июня 2006 г. )

     Побывать в Санкт-Петербурге мы с Щенулей мечтали уже несколько лет. Но, честно говоря, эта поездка в Питер была для нас чистой воды авантюрой. Мы хорошо понимали это, когда вдруг, можно сказать, неожиданно для самих себя, сорвались за билетами. Во-первых, летом мы, в силу специфики работы, испытываем некоторую финансовую напряженность. Во-вторых, эта поездка пришлась как раз на сезон белых ночей в Питере. В этот время в город устремляются толпы организованных туристов, и найти свободное место в гостинице практически невозможно - все выкуплено турфирмами. Мы же с Щенком привыкли путешествовать "дикарями", не привязываясь к организованным группам (почему-то в таких группах мы чувствуем себя баранами в стаде), следовательно вопрос с жильем по доступной цене стоял весьма болезненно. В-третьих, нам следовало уложиться с поездкой в строго определенный интервал времени, так как у меня образовалось небольшое "окошко" в работе. Но, несмотря на вышеупомянутые трудности, наше путешествие оказалось весьма удачным и в познавательном и в финансовом плане. Возможно, и еще кому-нибудь пригодится наш опыт.
     Для начала мы поставили перед собой четыре вопроса:
          1) Как добраться?
          2) Где остановиться?
          3) Как выбраться?
          4) Чем заняться?
     Эти вопросы были решены следующим образом.
     Начали с билетов Москва-Питер. Их не было. В смысле, не было недорогих плацкартных билетов на ночной поезд на интересующие нас даты. Возлегать же на купейных полках за 50$ с человека показалось нам неоправданно дорого. Мы уже начали было задумываться над перемещением на трех электричках с пересадками, но оказалось, что с Щелковского автовокзала в 19-50 уходит транзитный автобус Чебоксары-Санкт-Петербург, прибытием в 7-00, стоимость билетов на который приблизительно равна стоимости плацкарты (примерно 20$). Позвонив на автовокзал, узнали, что на нужное число осталось только два билета, за коими мы и рванули, сломя голову, пока их не перехватили.
     С билетами на руках перешли к поиску гостиницы. Мест не было. В смысле, не было мест в недорогих гостиницах, общежитиях, мотелях, пригородных пансионатах. Предлагались лишь апартаменты класса "люкс" и частные гостиницы по соответствующей цене. Везде обещали высочайший уровень сервиса, который в этот раз нам был совсем не нужен, так как в гостинице планировалось только ночевать, приходя поздно вечером и уходя рано утром. От отчаяния начали рассматривать вариант остановки в кемпинге со своей палаткой. Кстати, для тех, кому этот вариант покажется приемлемым, стоит иметь в виду, что стоимость места под палатку в кемпинге в пригороде Петербурга не ниже 300 рублей за ночь. И вдруг - удача. Удалось по вполне доступной цене (12$ за комнату в сутки ) забронировать места на 3 ночи на Базе отдыха Парка культуры города Зеленогорска, который расположен в 40 км от Питера на берегу Финского залива.
     С обратными билетами несказанно повезло. Мы позвонили в железнодорожную справочную практически в тот момент, когда сняли бронь с плацкартного вагона в удобном нам ночном поезде. Щенуля помчалась на вокзал и вернулась, гордо размахивая двумя билетами на нижние полки. Осталось лишь решить четвертый вопрос.
     Зайдя на сайт "Музеи России" (http://museum.ru/), а также используя официальные интернет-страницы музеев, отобрали наиболее интересные для посещения достопримечательности, оформив полученную информацию в виде СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ, на основании которой впоследствии составили график нашего пребывания в Петербурге и примерный бюджет культурной программы.
     На практике получилось, что мы не успели осмотреть все намеченные достопримечательности, и это произошло в основном по следующим причинам. Первая причина нашего отставания от намеченного графика - наша с Щеней "совиная" привычка ложиться поздно и из-за этого плохо просыпаться. Поэтому, услышав будильник в 7 часов, мы в лучшем случае покидали кровати в восемь, а то и в половине девятого утра. Усугублялось же это отставание транспортной проблемой. Из Зеленогорска в Питер можно попасть тремя способами: на электричке (ходит нечасто, от Базы отдыха до вокзала 3 остановки на автобусе, стоимость летом 2006 года - 54 рубля, время в пути - 1 час), на автобусе (ходит каждые 15 минут, остановка рядом с Базой отдыха, стоимость - 36 рублей, время в пути - 1 час 15 минут) и на маршрутке (ходит каждые 10 минут, остановка рядом с Базой отдыха, стоимость - 60 рублей, время в пути - 50 минут). Электрички нам были менее удобны, поэтому мы использовали, в основном, автобусный маршрут, как наиболее экономичный. Но любая пробка на дороге значительно увеличивала время поездки, что приводило к сокращению времени на культурную программу. Третья же причина, по которой мы не увидели все, что наметили, состояла в том, что все достопримечательности, которые мы посетили были настолько интересны, что на их обзор потребовалось значительно больше времени, чем мы планировали.
     Общие впечатления от этого путешествия - самые светлые. Нам очень повезло с погодой - в то время, когда в Москве была гроза, больше похожая на ураган, в Питере светило солнце, а на Базе отдыха некоторые храбрецы пытались начать купальный сезон. Только в последний день нашего путешествия усилился ветер и немного покапал дождь.
     Как ни странно, Петербург не воспринимался нами как чужой город, как это часто бывает в путешествиях. Первый день мы полностью посвятили прогулке по городу, в основном пешей, частично с использованием метрополитена. Уже на второй день мы почувствовали, что ориентируемся в городе, как будто живем там уже очень давно. В наше сознание мягко вошли названия улиц, рек, мостов, станций метрополитена, номера автобусных и трамвайных маршрутов. Окружающие нас здания воспринимались как старые хорошие знакомые. Только к этому примешивалась легкая горчинка белой зависти к тому, что Петербургу в отличие от Москвы удалось в основном сохранить свой город неизуродованным точечной застройкой зданиями-монстрами, совершенно не вписывающимися в архитектурный облик города. Наверное, единственным зданием в Петербурге, режуще выбивающимся из общего стиля, показалось нам здание гостиницы "Санкт-Петербург" (70-е годы XX в.) на Пироговской набережной, мало того, что казенно-"совкового" типа, да еще и совершенно неуместно увенчанное гигантской рекламой пивзавода "Балтика".
     Обратили внимание на сходство между питерским и московским метро. Одинаковые поезда, внешне похожие станции, одинаково навязчивая реклама, одинаковая вагонная толчея. Отличия видны только на входе (другой вид турникетов, жетоны вместо бумажных карточек) и на станциях закрытого типа.
     Что показалось неудобным - на многих остановках наземного транспорта нет табличек с названием остановки и номерами маршрутов. Зачастую невозможно было обойтись без карты маршрутов общественного транспорта, которую нам очень настойчиво предложила купить продавец печатных изданий на петербургском автовокзале (огромное ей спасибо).
     И самая главная достопримечательность города - его люди. Первое, наверное, основное отличие от Москвы - почти полное отсутствие рабочей силы с кавказскими и среднеазиатскими лицами. Строят, убирают, озеленяют, управляют общественным транспортом, продают еду и промтовары в магазинах и на лотках люди, правильно говорящие по-русски. Не знаю, как дело обстоит на рынках Питера, мы там не были, но первый раз мы увидели торгующего "гостя" с Кавказа на рынке Зеленогорска. По-моему он там был в единственном числе. И тем более становится непонятным мнение московских властей, что без огромного количества гастарбайтеров Москва не может обойтись. Почему-то Петербург (а это все же очень крупный город) обходится, да еще и при таком наплыве туристов из других городов и стран.
     Что приятно удивило, так это вежливость водителей (особенно в пригороде), которые приостанавливаются у "зебры", когда пешеход только еще задумывается, а не перейти ли ему дорогу. В Москве мы от этого настолько отвыкли, что первое время было ощущение какого-то подвоха.
     Еще одно наблюдение. Жители Питера намного спокойнее москвичей. За то время, что мы провели в Санкт-Петербурге, мы не услышали ни одной раздраженной фразы, не увидели ни одного озлобленного лица. На улицах, в магазинах, в общественном транспорте преобладало, в основном, доброжелательное отношение людей друг к другу, в крайнем случае равнодушно-нейтральное. Даже в экстремальной ситуации, например в переполненном трамвае или в автомобильной пробке петербуржцы ведут себя, как правило, терпеливо и выдержано. Большинству москвичей, особенно новоявленных, этому следовало бы научиться.
     И еще одно разительное отличие Петербурга от Москвы - наличие цивилизованных туалетов чуть ли не на каждом шагу. И хотя плата за их использование не меньше 10 рублей, у посетителя не остается впечатления, что его обобрали, которое, как правило, возникает у посетителей гадких московских сортиров.
     В целом общее впечатление таково - Петербург значительно более европейский город, нежели Москва, причем во всем городе, разве что за исключением новых районов, чувствуется какой-то "музейный" дух. В Центральном районе, особенно на Невском проспекте, такое ощущение, что количество туристов превышает количество местных жителей. И хотя на улицах города нам в основном встречались автомобили с питерскими номерами, автомобильные пробки в городе уже стали реальностью.
     В связи с этим невозможно не вспомнить о том, что в прессе ходят слухи о возможной передаче большой части столичных функций Санкт-Петербургу. Нам с Щенком кажется, что если это событие произойдет, то оно убъет город. С трудом представляется, как Невский проспект замрет, пропуская чиновника с "мигалкой", как выхлопы сотен автомобилей, стоящих в пробке, будут оседать на стенах прекрасных зданий, постепенно их разрушая. Туда, где власть, неизбежно со всех концов страны потянутся прихлебатели от власти и внесут в город зависть, карьеризм и снобизм. В глазах жителей появятся сначала раздражение, а потом озлобление. Таким образом уже почти убита Москва. Не дай Бог, чтобы эта участь постигла Петербург.
     В заключение, нам с Щенулей хочется поблагодарить и прекрасный город Санкт-Петербург, и чудесный маленький Зеленогорск за гостеприимство и за незабываемые впечатления, полученные нами во время нашего летнего путешествия.

______________________________________________________________________________
Наиболее удачные фотографии, сделанные нами в Петербурге, можно посмотреть здесь
Rambler's Top100


Сайт управляется системой uCoz